среда, 15 сентября 2010 г.

В Крыму придумали концепцию образования на крымскотатарском языке, хотя на нем почти никто не хочет учиться

В Крыму подготовили проект концепции образования на крымскотатарском языке, которая предполагает внедрение системы такого обучения полного цикла — от детского сада до вуза.

Как сообщила на заседании постоянной комиссии Верховной Рады Крыма по науке и образованию ее глава Галина Гржибовская, автором проекта является председатель постоянной комиссии по межнациональным отношениям и проблемам депортированных граждан Ремзи Ильясов. Он настаивал на том, чтобы документ был вынесен на рассмотрение парламента Крыма уже в сентябре. Однако Г. Гржибовская высказала мнение, что это «путь в никуда», поскольку образование на крымскотатарском языке «почему-то не пользуется спросом». Об этом свидетельствует республиканская статистика по набору классов с разными языками обучения.

СПРАВКА: По состоянию на март этого года в Крыму насчитывалось 34 тыс. учащихся крымскотатарской национальности. Из них в 15-ти школах с крымскотатарским языком обучения занимались 2845 детей. Всего родным языком обучения и воспитания были охвачены 5592 крымскотатарских учащихся, что составляло около 16%. 85% детей (28908 крымских татар) обучались в школах на русском языке. Из них 16289 школьников изучали родной язык как предмет 2-3 часа в неделю, более 8 тыс. детей не изучали язык ни в какой форме.

Зарисовка о крымском совковом курорте


Немного обидно, когда о Крыме говорят как о совковом курорте, всячески его критикуя и не пытаясь даже в чем-то похвалить. Но, с сожалением, приходится констатировать, что все эти обвинения не только во многом правильны для давно существующих объектов, но и справедливы для новых отелей, которые позиционируются с претензией на фешенебельный отдых. Как показывает практика, часто ограничивается только хорошим ремонтом.
Недавно мне пришлось побывать по делам в Судаке, где нет серьезной конкуренции между здравницами и отелями  — их там раз-два и обчелся. Соответственно и мотивации повышать уровень сервиса практически нет. Пришлось остановиться в отеле (да простит хотельер мою откровенность, называется он «Форум»), где лучшие традиции совка процветают на фоне хорошо выполненного ремонта и дизайна интерьера.
На ресепшне встречает «милая» девушка, которая даже не пытается улыбаться, а сразу требует паспорт для расселения — прекрасная бюрократическая традиция времен СССР. И как на зло паспорт я забыла за много километров от Судака — у себя дома. Обычно продвинутые отели в такой ситуации совершенно не теряются, да и зачастую вообще не требуют этого документа, если есть какой-либо другой. Но тут подобный номер не проходит. Потому как работница отеля наотрез отказывается селить постояльца без паспорта, хотя номер забронирован на организацию, которая проводит здесь мероприятие, и ее представитель с документами стоит рядом и подтверждает, что приглашал именно меня. Но эти уговоры не действуют, и мне таки приходится добывать по факсу ксерокопию своего паспорта. Ответа на вопрос, зачем им еще и данные о моей прописке, от «милой» девушки я так и не получила.
Дальше — интереснее. В номере отсутствует информация с телефонами отеля и городскими номерами первоочередной важности, например, автовокзала. Так что для звонка мне приходится спускаться опять-таки на ресепшн.
Но все эти впечатления померкли на фоне тех, которые были получены в ресторане заведения, а точнее сказать в самой настоящей столовке. Потому что сложно себе представить уважающий себя ресторан, который на завтрак подает глазированные сырки и сосиски в обертке, а на вечер — разогретые на сковородке макароны, которые обветрились и подгорели.
Больше того, на протяжении трех дней персонал не может запомнить, что в нашей группе есть целых пять человек, которые не употребляют в пищу свинину. И один раз некоторым из них таки пришлось нарушить это правило, потому что ничего другого подать просто не смогли.
И это только частная иллюстрация того, как в Крыму делается туристический бизнес. Сразу приходит в голову цитата профессора Преображенского о том, что разруха у нас в головах, а не в клозетах. Потому что собственно это все проблема не отсутствия денег на ремонт или оснащение, а просто плохая организация работы и кадровый непрофессионализм. И пока в турбизнесе Крыма не наступит понимание того, что существует достойная конкуренция, что туристы поедут в ту же Турцию или в Болгарию вместо Крыма, мало что сможет измениться. По крайней мере, так высказались остановившиеся все в той же гостинице москвичи, которые были недовольны обслуживанием, но, увы, отнюдь ему не удивлены.